Чек-лист при создании мастер-плана

Амир Идиатулин рассказал, какие 10 шагов способствуют превращению города в комфортное место для жизни. А именно — на что стоит обратить внимание при создании мастер-плана. Вообще, понятие мастер-план включает в себя не только архитектуру и планировку района/города, но и разработку стратегий развития, использования пространства, наполнения его событийными программами. Здесь много заказчиков, в первую очередь сами жители, и много исполнителей —качественные коллаборации формируют архитекторы, экономисты, социологи, маркетологи, футурологи, которые работают с множеством переменных. Кстати, мы периодически делимся в соц. сетях проектами мастер-плана Дербента, например, вчера рассказали об арт кластере ДЕПО. Итак, чек-лист создания мастер-плана

Чек-лист при создании мастер-плана

10 шагов к превращению города в комфортное место для жизни

Амир ИДИАТУЛИН, основатель и генеральный директор московской архитектурной студии IND Architects

Определения понятия «мастер-план» в российском законодательстве пока нет. Для города мастер-план — это комплексная стратегия развития, заказчиками которой являются сами жители. В нем заложена возможность адаптироваться под постоянно меняющийся мир и его новые вызовы. Как грамотно разработать стратегию городского развития?

Шаг 1. Создать Центр городских компетенций

Для «перезагрузки» города необходим Центр городских компетенций. Он налаживает внешние коммуникации, развивает образовательную сферу, обеспечивает участие регионального центра и муниципальных образований в федеральных программах и национальных проектах (в том числе Минстроя России).

Залог успешной работы таких центров — привлечение сильной команды специалистов, таких, как практикующие архитекторы из ведущих российских и зарубежных бюро, а также плотное сотрудничество с главным архитектором.

Шаг 2. Провести тщательное предварительное исследование и наладить контакт с местными жителями

Предварительное исследование помогает ответить на самые важные вопросы: какие у города первоочередные проблемы, требующие незамедлительного решения, что мешает ему развиваться, каким он должен стать в долгосрочной перспективе?

Местные жители лучше всего знают о насущных проблемах родного города и способах их решений. Помимо проведения семинаров, необходимо следить за комментариями в соцсетях, гулять по городу, разговаривать с людьми. Домохозяйкам с детьми прийти на семинар может быть проблематично. Но их мнение не менее важно, чем любое другое: они могут рассказать о недостатке качественных детских площадок, прогулочных маршрутов и пандусов.

В качестве примера: при разработке мастер-плана для города Дербента в Дагестане мы устроили воркшопы, на которых общались с населением, организовали проектный семинар для активных горожан из разных социальных групп и провели онлайн-анкетирование.

В результате мы составили «карту проблем». Так, выяснилось, что 71% жителей не хватает общественных пространств, а 63% хотели бы передвигаться на велосипедах, но для этого нет соответствующей инфраструктуры.

Шаг 3. Систематизировать полученные данные и организовать конкурс на разработку мастер-плана

Исходные данные, сформулированные благодаря предварительному исследованию, а также статистические данные, полученные у представителей местной власти, систематизируются и помогают заказчикам понять, как будет происходить реализация проекта.

Как правило, на разработку мастер-плана проводится конкурс — это позволяет привлечь лучшие умы России и мира. Успех конкурса на 90% зависит от грамотного технического задания с детализированными исходными данными и подробным описанием градостроительных, социально-экономических проблем и задач.

Шаг 4. Собрать команду специалистов для участия в конкурсе

Над мастер-планом трудится междисциплинарная команда местных и зарубежных специалистов: архитекторы, урбанисты, специалисты по транспорту, ландшафту, экономисты, психологи, социологи, аналитики Big Data, инженеры, экологи. Необходимо участие зарубежных специалистов. Взгляд со стороны поможет найти нетривиальный подход к решению местных проблем и сохранить при этом локальную идентичность.

Шаг 5. Собрать «дорожную карту» и увязать все данные в единую концепцию.

«Дорожная карта» развития города учитывает планы и бюджет, результаты исследования общественного мнения различных слоев населения и проблемы, с которыми они сталкиваются каждый день или столкнутся в будущем. Выявляются слабые места и возможные точки роста. Затем вся информация увязывается в единую концепцию.

Шаг 6. Не навредить

Зачастую приглашенные к созданию мастер-плана команды делают то, что привыкли, не учитывая реальные потребности и проблемы города, и навязывая дорогостоящие идеи, которые могут и не прижиться.

Один из печальных примеров — наследие Олимпиады в Сочи. Часть инфраструктуры сейчас простаивает без дела. Та же беда и у стадионов, построенных или реконструированных к чемпионату мира по футболу.

В результате город проводит дорогостоящую работу над ошибками и ищет решения для дальнейшего использования этих объектов. Так, в Сочи создали летние детские лагеря и проводят Формулу-1.

Шаг 7. Разработать стратегию развития города

Мастер-план — это не «залатывание дыр», не решение сиюминутных проблем. Город должен развиваться не хаотично, а стратегически. Важно ориентироваться на конечный результат и выстраивать логическую цепочку проектов, которые помогут этого результата достичь. В мастер-плане для Дербента за точку отсчета мы взяли сегодняшний день и предложили стратегию развития города до 2040 года. Каждое предложение подкрепили аналитикой и цифрами.

Также важно определить специализацию города, гарантирующую его устойчивое экономическое развитие. Нужно продумать некие «якоря», которые могут стать основой разрабатываемой концепции.

Если основная специализация города — туризм, необходимо поэтапно наращивать его туристический поЧек-лист для губернатора 10 шагов к превращению города в комфортное место для жизни тенциал. Если в существующих гостиницах плохой сервис, заполняемость составляет 10-15%, а международные сетевые отели отсутствуют, необходимо улучшить качество сервиса, создать конкуренцию, постепенно увеличивая заполняемость до 80%.

Одним из важнейших факторов развития экономики является транспортная доступность. Во времена экономического спада в Германии город вложился в строительство качественных магистралей-автобанов. Благодаря этому увеличилась связанность населенных пунктов, улучшилась логистика, появились новые рабочие места.

А в Краснодаре ситуация сложилась иначе. Стратегия развития транспортной инфраструктуры не учитывала будущий рост населения. Город оказался не готов к резкому увеличению числа жителей, и теперь в этом небольшом городе очень большие пробки, которых можно было бы избежать.

Шаг 8. Определить этапы реализации проекта

Как правило, реализация мастер-плана делится на три этапа. Первый этап — тактический урбанизм, точечные изменения и активизация центров притяжения — «быстрые победы», требующие минимального вложения денежных средств. Второй этап — модернизация существующих объектов в выявленных точках роста. Третий — функциональное наполнение пустующих территорий и создание новых аттракторов и зон активности. Постепенно, шаг за шагом, будет создаваться сеть связанных между собой центров притяжения, и в результате активизируется вся городская ткань.

Можно двигаться и от общего к частному: создать крупный и дорогостоящий объект, который постепенно «вытянет» прилегающие территории и инфраструктуру на более высокий уровень.

Хрестоматийный пример — новое здание музея Гуггенхайма, построенное по проекту архитектора с мировым именем Фрэнка Гери в Бильбао, одном из самых депрессивных испанских городов. После появления музея город начал привлекать туристов, генерировать доход и развиваться дальше. Так возникло понятие «эффект Бильбао». Музей Лувр в Париже долго не мог найти подходящую площадку для филиала. В результате выбор остановили на одном из самых неблагополучных населенных пунктов Франции.

В России же из-за особенностей местного менталитета лучше начинать с быстрых побед. Стратегия разрабатывается на десятки лет вперед. Жители должны видеть, что работа по обновлению родного города уже ведется, здесь и сейчас.

Если набережная населенного пункта нуждается в полной реконструкции, сделать это в одночасье невозможно, да и город не обладает таким бюджетом. Можно начать с малого: сделать дорожку, которая свяжет набережную с городом и даст жителям возможность гулять. Рост активности и увеличение людских потоков привлечет инвесторов, которые смогут открыть кафе или объекты ритейла в самых популярных точках. Таким образом уже на первом этапе набережная начнет генерировать доход, а через несколько лет город получит уже полностью благоустроенную береговую линию.

Шаг 9. Вернуть и удержать

Сейчас и в России, и в остальном мире города начали конкурировать за людей. Важно учесть не только наличие рабочих мест, но и культурных, социальных, спортивных объектов, развитой транспортной инфраструктуры, качественного медицинское обслуживания, образовательных объектов. Не стоит забывать и о создании новой айдентики, брендинга, сайта города. Это поможет сделать город узнаваемым не только для местных жителей, но и для потенциальных туристов.

Шаг 10. Не останавливаться на достигнутом

После начала реализации проекта работа не заканчивается. Мы живем в эпоху развития цифровых технологий. Специальные программы позволяют понять, уменьшилось ли количество пробок на дорогах, увеличилась ли мобильность. На основе этих данных вносятся коррективы в мастер-план, который должен уметь подстраиваться под актуальные нужды города. Самые успешные наработки впоследствии смогут использоваться и в других регионах.

Кстати:

В Минстрое России считают, что процедура внесения изменений в генеральные планы городов должна быть упрощена. Об этом на недавнем выездном заседании правления Российского союза строителей в Костроме заявил заместитель министра строительства и ЖКХ Дмитрий Волков. «Наши предложения носят пока нерадикальный характер. Мы говорим о том, что всего лишь надо отделить принятие генплана от внесения изменений в генплан. В случаях, которых может быть немного (существенное изменение демографии, экономики), нужно принимать новый генплан города. Изменений же в генплан может быть большое количество. Конечно, процедура внесения таких изменений должна быть легкая», — сказал замглавы Минстроя России, особо подчеркнув, что она точно не должна занимать более года, как происходит сейчас. По словам Дмитрия Волкова, возможно, стоит посмотреть на вопрос шире, в том числе обратить внимание на мастер-планы городов, которые, по сути, представляют собой генпланы с более простым содержанием.

Источник: Строительная газета  https://www.stroygaz.ru/publication/item/chek-list-dlya-gubernatora/