World Architecture Festival 2017

В середине ноября в Арена Берлин, в Германии прошел юбилейный, десятый форум World Architecture Festival. Архитекторы IND architects посетили фестиваль в 2016 году и были столь впечатлены, что уже тогда приняли решение посетить это мероприятие в следующем году. Так, 15-17 ноября 2017 года партнеры студии провели в Берлине в окружении архитекторов со всего мира. Помимо посещения интересных лекций и презентаций, знакомств с проектами со всего мира, Амиру Идиатулину, Равилю Муракову и Андрею Сидорову удалось лично поздравить с  победой в номинации «Вклад в архитектуру» и пожать руку великому сэру Норману Фостеру.

С удовольствием делимся впечатлениями о WAF2017.

Каждый архитектор, создавая здание, надеется, что оно будет использоваться людьми очень долго, десятилетиями, а то и сотнями лет. Мир сегодня меняется так быстро, как не менялся никогда, и увязать эти два противоположных, казалось бы, явления — это задача архитектора и, заметим, весьма непростая. Для жюри WAF2017 было очень важным понимать, как проект встроен в городской контекст, как здание будет меняться со временем. Способность здания к трансформации под меняющиеся задачи общества оценивается высоко и уже в этом году становится must have для каждого проекта.

Экология и бережное отношение к окружающей среде предсказуемо находятся в фокусе внимания жюри форума. На презентации одного из проектов члены жюри спросили, почему дерево для строительства проекта в Европе доставлялось на стройплощадку из Америки. В контексте экологической устойчивости важно, чтобы строительные материалы для проектов поставлялись из максимально приближенных регионов. Этот параметр учитывался наравне с эстетической составляющей проектов, поэтому при создании проекта, который в будущем будет представлять страну на мировой арене, важно тщательно продумать, как он меняет городскую ткань и взаимодействует с окружающей средой.

Вообще, темы экологической устойчивости и социальной направленности в архитектуре являются очень важными и находятся в центре внимания мирового сообщества. В 2016 году Алехандро Аравена получил Притцкеровскую Премию «За возрождение социально-ориентированной архитектуры», и в какой-то мере неудивительно, что главную премию WAF2017 получил проект Китайского Университета Гонконга The Chinese University of Hong Kong. Этот проект — реконструкция университета после землетрясения, и, конечно, нельзя переоценить его важность для населения.

На Фестивале были представлены российские проекты, и мы с удовольствием отметили, что подача и объемно-планировочные решения выполнены на очень достойном уровне. Однако недостаточно проработан вопрос экологической устойчивости и вовлечения городских сообществ в проектирование и анализ проекта. То есть два крайне важных аспекта, про которые мы рассказали в начале — взаимодействие проекта с городом, адаптация под его нужды и способность к трансформации, и его взаимодействие с окружающей средой.

Меняется и формат презентации проектов, во многие из них были включены видео-ролики, в которых люди рассказывали про проект, как он поменял их жизни. Так, проект оживает не только благодаря рассказу архитектора, его изображениям и видео, но и благодаря обратной связи людей, жителей, которые пользуются результатом творчества архитектора и работы строительной компании регулярно. Живые мнения, которые мы наблюдаем здесь и сейчас. Важна реакция людей на проект в социальных сетях, архитекторы могут в реальном времени отслеживать, что людям нравится, а что нет. Конечно, важна сама презентация проекта архитектором, то, как он отвечает на вопросы жюри, которые, как и следовало ожидать, касаются очень разных вещей, и дают обзор проекта на 360 градусов.

Общественное мнение, безусловно, важно, но где та грань, которая отделяет мнение профессионала от впечатления любителя? Граница, которая не даст проекту превратиться в образец плохой архитектуры, созданной под влиянием заказчика или стейкхолдеров? Пьер де Мёрон, один из основателей Herzog & de Meuron Architekten рассказывал про проект Эльбской филармонии в Гамбурге (Elbphilharmonie Hamburg), кстати, на впечатляющее строение можно посмотреть на ArchDaily https://www.archdaily.com/802093/elbphilharmonie-hamburg-herzog-and-de-meuron. Он говорил о том, как важно архитектору быть абсолютно уверенным в своей идее и в своем проекте. В ситуации со зданием филармонии на бюро выливался целый поток негативных статей. Заказчиком выступал город, сметы пересматривались несколько раз. На этапе строительства пресса была настроена негативно, однако, когда проект был построен, мнение общества резко изменилось. Благодаря Elbphilharmonie Hamburg началась трансформация целого района, он стал визитной карточной и одним из самых узнаваемых символов Гамбурга.

Посмотреть на проекты-победители World Architecture Festival 2017 можно на сайте Фестиваля: https://www.worldarchitecturefestival.com/overall-winners-2017

Круглый стол «Архитектура добра» Следующий материал